Художественная ковка
от Master Company

Художественная ковка - искусство из древности

Художественная ковка и современностьХудожественная ковка — одно из направлений кузнечного дела. На Руси она распространилась после XII-XIII-го века. До этого времени упоминания о ковке являются редкими. Одно из первых произведений, выполненных русскими мастерами — шлем Ярослава Всеволодовича, который до сих пор хранится в Московской Оружейной палате. Выкованный из цельного куска металла, с навершием и полумаской, он декорирован серебряными накладками.

Мастерство русских кузнецов быстро развивалось. Этому способствовало формирование ремесленных корпораций, профессиональных сообществ. Уже тогда кованые изделия обладали изяществом, сложностью рисунка. Сегодня работы русских мастеров можно видеть и в музеях, и в городской среде. Особенно много примеров сохранилось на петербургских улицах в виде кованых оград, решеток, ворот. Если раньше художественная ковка считалась атрибутом роскоши, то сегодня ее цена вполне доступна при том, что мастера продолжают использовать традиционные технологии и приемы изготовления изделий из кованого металла.

Материалы и инструменты для художественной ковки

Основной материал для ковки — содержащая не более 0,13% углерода сталь. Металл, содержащий до 0,22% углерода, также применяется, но намного реже. Ковку выполняют с помощью ряда инструментов.

Наковальня. Крепится на прочной подставке на небольшой высоте. Часто используются основания из дуба. Имеет традиционную форму с рогом для гибки металла, площадкой для его рубки, отверстиями для установки дополнительных приспособлений.

Кувалда. Тяжелый молот весом от 2 до 8 кг. При работе удерживается двумя руками. Ручка выполнена из рябины или другой прочной, но легкой древесины. Основная часть молота имеет два плоских торца.

Ручник. Инструмент для небольших поковок и для указания места удара кувалдой. Имеет небольшие размеры, рабочая часть скруглена, по форме напоминает зубило. Для изготовления верхней и нижней части ручника используют закаленный металл. Длина ручки — от 30 до 40 см.

Клещи. Используются для захвата нагретых деталей, имеют губки, которые предохраняют деталь от деформации и надежно удерживают ее. Губки кузнечных клещей могут иметь разную форму. Их подбирают по конкретной детали, чтобы обеспечить надежный захват.

Пробойник. Клиновидный металлический инструмент с рабочей частью определенного сечения (в виде квадрата, круга и пр.). Используется, чтобы пробивать отверстия в заготовках.

Обжимка. Состоит из двух частей. Верхняя — деревянная ручка. Нижнюю закрепляют на наковальне, в ее отверстии. С помощью обжимки детали придают цилиндрическую, круглую, граненую либо другую форму.

Гладилки. Инструмент с отшлифованной нижней частью. Поверхность кованого элемента выглаживается с его помощью.

Подбойки. С их помощью на поверхность заготовки наносят углубления, канавки и пр.

Этим перечень кузнечных инструментов не ограничивается: существует целый ряд приспособлений для сложных приемов художественной ковки.

Художественная ковка и современность Приемы художественной ковки

Обработку металлической заготовки выполняют в определенной последовательности, используя стандартный набор приемов. Применяя их в разных комбинациях, художники "Master Company" создают уникальный рисунок - кованых ворот или калиток, мебели или решеток, кованых заборов или других изделий.

Сгибание металлических полос. Заготовка в виде полосы металла разогревается и изгибается требуемым образом между заранее установленными штырями. Другой вариант выполнения изгиба — на ребре наковальни или с фиксацией детали в ее отверстии. Чтобы толщина детали по всей длине осталась одинаковой после сгибания, предварительно изгибаемую часть высаживают.

Осадка. Прием используется, если требуется укоротить деталь или увеличить ее толщину. Металлическая полоса нагревается, зажимается клещами и устанавливается вертикально. Мастер ударяет по верхнему торцу заготовки кувалдой, в результате чего деталь осаживается. Если при этом она деформируется, при осадке элемент выравнивается на наковальне.

Высадка. Применяется, чтобы увеличить сечение и уменьшить длину только части заготовки. Для этого ее концы после разогрева охлаждают водой. Нагретой остается только высаживаемая часть. Далее проводятся те же операции, что и при осадке.

Вытяжка. Позволяет сделать заготовку более тонкой и длинной. На первом этапе ее расковывают по всей длине. При ударах молотом пруток проворачивают. Для круглых прутков дополнительно используют седлообразные обжимки.

Рубка. Используется для разделения заготовки на несколько элементов. Ее разогревают (сталь должна окраситься в темно-красный) и рубят на треть толщины кузнечным зубилом. Зубило приставляют к заготовке, удары наносят молотом. Далее полоса переворачивается, рубка завершается с противоположной стороны. Рубку можно выполнять с подсечкой, которая устанавливается на наковальне. Подсечка «разрубает» заготовку с нижней стороны при ударах по зубилу сверху. При этом важно, чтобы рабочие острия инструментов не попадали друг на друга, иначе они повредятся.

Свивка. Техника скручивания одной или нескольких заготовок с помощью воротка. С одного конца заготовки фиксируют, а с другого прокручивают воротком, в результате чего образуются спирали. Чтобы при свивке заготовки не трескались, не повреждались, их предварительно раскаляют. Когда деталь готова, ее поверхность выглаживают.

Надрубы. Деталь надрубается в боковой части. Частично отсеченные металлические элементы используют для ковки завитков, листьев, цветов.

Насекание. Техника нанесения узоров, рисунков, текстов на поверхность кованого изделия. Насекание выполняют с помощью подбоек, пуансонов, зубил, подбирая инструменты и их конфигурацию индивидуально.

Перечисленные приемы используются кузнецами "Master Company" и в классической, и в современной художественной ковке. Это — основа, которая позволяет создавать разнообразные, изящные и сложные кованые узоры. Мастера нашей компании работают в традиционных техниках художественной ковки. У нас вы можете заказать кованые изделия любой сложности.

Наше видео: