Художественная ковка
от Master Company

История художественной ковки в России

Художественная ковка в Москве Художественная ковка — древнее искусство, известное еще со времен кельтов. Они обрабатывали металл, украшая оружие и другие изделия. Технологии ковки развивались вместе с цивилизацией — по мере появления новых видов металлов и изготовления все большего числа предметов из них изменялось и само кузнечное дело.

На первом этапе человек обрабатывал самородные медь, серебро и железо. В IV тысячелетии до н.э. люди стали использовать метеоритное железо. Переход от использования самородных материалов к обработке руды произошел только во II-м тысячелетии до н.э. На протяжении целого тысячелетия человек обрабатывал руду холодными способами, без нагрева. Только в I-м тысячелетии до н.э. металлы начали нагревать для обработки, что позже привело к появлению технологии горячей ковки и литья.

В нашей стране художественная ковка является старейшим из ремесел. Еще древние славяне освоили изготовление оружия, орудий труда, утвари из железа. Благодаря большому количеству рудных месторождений развитие металлургии шло очень быстро. В XII-м веке до н.э. славянские племена начинают добывать железную руду и обрабатывать ее без нагрева. Спустя несколько веков они переходят к обжигу руды в ямах и печах. Постепенно примитивные технологии обработки усложняются, в результате чего в X-XI веках в распоряжении славян появляется соха и плуг с железным лемехом для обработки земли.

До сих пор археологи продолжают исследовать историю обработки металлов, ведь от нее напрямую зависело развитие целого ряда ремесел и становление военной мощи будущего Российского государства. На одном из стойбищ вятичей найдены фрагменты печи-домницы и сложные кованые изделия (удила, пряжки, топоры и т.п.). Эти находки археологи отнесли к VI-XII векам.

Художественная ковка в России - кованые двериВ XI-м веке начинается формирование крупных поселений. У вятичей особое значение тогда имел город Дедославль. Здесь «стоял» князь с дружиной и работало множество ремесленников. Именно в Дедославле начали активно использовать печи-домницы. Руда в этих печах разогревалась на древесных углях. Внутрь примитивной топки мехами подавался холодный воздух. Такая обработка позволяла получать чистое, расплавленное железо. Князь в 1595 году освободил кузнецов от податей и создал первую Кузнецкую слободу, выделив землю на берегу реки Упой. Количество кузнецов здесь быстро увеличивалось, и потому скоро такие мастера стали работать и в соседних поселениях (Туле, Дубне, Веневне и т.п.). С собой они принесли технологии обработки руды в печах-домницах.

Эти события положили начало династиям металлургов и оружейников. Так, кузнец Никита Демидов передал свое ремесло сыновьям Акинфию и Никите. Семья выплавляла чугун, изготавливала пушки, фузейные ружья, боеприпасы. Поколения спустя семья Демидовых продолжала служить уже государю, по-прежнему занимаясь изготовлением оружия. Им жаловали земли для строительства новых заводов, семья также искала и разрабатывала новые месторождения металлической руды. В итоге династия Демидовых создала более 20-ти крупных предприятий. Выпускаемая на них продукция имела клеймо «Русский соболь» и ценилась в Европе.

Долгое время русская металлургия развивалась благодаря оружейным производствам. Династии Ливенцевых, Даниловых, Мосоловых, Баташовых, Красильниковых и др. производили оружие для нужд государства, одновременно с этим совершенствуя технологии обработки металлов. При Петре I начинается новый этап в развитии металлургии. В этот период появились пооперационное производство, холодная штамповка, а позже — паровые молоты. В итоге увеличиваются объемы производства и размеры кованых изделий, цена ковки, напротив, снижается.

Произведения художественной ковкиПриемы ковки остаются неизменными: металл рассекают, скручивают, расковывают, сваривают. Единственным новшеством оказывается применение слесарных приемов. Тем не менее, сами кованые элементы и изделия изменяются. Если изначально они были простыми, с минимальным количеством декоративных деталей, то постепенно рисунок усложняется. Начиная с XVIII-го века ковку активно используют для украшения зданий. В результате ее развитие идет в двух направлениях: вместе с совершенствованием оружейного дела и в соответствии с изменением архитектурных традиций.

Постепенно развиваются и другие способы обработки металла

Художественное литье. Применялось еще до начала обработки металлических руд для золота, меди, серебра. С XVII-го века в литье начинают использовать чугун. Формы для заливки металлов усложняются. В результаты появляются литые рельефные плиты для пола, украшенные орнаментами надгробия и более «тонкие» изделия: кованые ограждения, решетки, рельефные ступени и даже декоративные шкатулки.

Обработка листового металла. Относительно современная технология, при которой для придания листу требуемой формы используют ряд техник: гибку, формовку, чеканку, просечку и пр. Из листового металла изготавливают как архитектурные элементы (свесы, двери, ставни), так и предметы быта, украшения и т.п. Некоторые техники представляют собой особый интерес. Так, дифовка предполагает создание нужной формы путем изгиба заготовки по определенному шаблону. Чеканка выполняется с помощью чеканов разного размера и формы. Высекая на металле разные следы, кузнец формирует сложные узоры или изображения. Металлопластика — еще один вариант обработки листового металла. Кузнец в этом случае высекает нужный ему рисунок на поверхности металла специальными инструментами. Он работает подобно скульптору, формируя нужный узор и рельеф кованого изделия. Эти приемы используют и кузнецы "Master Company".

Штамповка. Впервые была применена в 1800-м году. Техника позволила намного упростить и ускорить обработку металлов. Позже с появлением паровых молотов штамповка стала промышленной технологией. Она применяется до сих пор, но штампование металла выполняют с помощью гидравлического оборудования. Штамповка дополняет художественную ковку: ее используют, если нужно изготовить большое количество одинаковых и сравнительно несложных деталей.

Современная история художественной ковки в России

Изящная художественная ковкаВ 1930-х годах с началом индустриализации художественную ковку постепенно вытесняют литье и горячая штамповка. Вместо ручного труда кузнецов применяется заводское оборудование. Это позволяет наращивать объемы выпуска и снижать производственные затраты. Вплоть до 1970-х годов художественная ковка мало востребована. После она привлекает внимание скульпторов, которые используют ее именно как искусство. Из кованого металла создаются объемные, пространственные композиции, графические скульптуры.

Спустя десятилетие начинается процесс возрождения: вновь появляется интерес к декорированию зданий коваными элементами, постепенно востребованными становятся кованые предметы интерьера, предметы быта, кованая мебель, заборы и ограждения, светильники и т.п. Художественная ковка становится все более популярной, и это — не только дань моде. Она позволяет создавать индивидуальный дизайн, решать сложные архитектурные задачи, применяется в формировании уникальных ландшафтов и интерьеров. Кованые изделия остаются практичными и долговечными — современные способы защиты металла от коррозии продлевают срок их службы на десятки лет.

"Master Company" изготавливает кованые изделия на заказ. Мы используем классические приемы художественной ковки в сочетании с новыми технологиями. Это обеспечивает нашим кованым изделиям эстетику и высокое качество.

Наше видео: