Художественная ковка
от Master Company

Искусство художественной ковки и литья

Литые и кованые изделия из металла, которые настолько широко применяются в быту, способны навевать чувства ностальгии и вызывать восхищение. При помощи литья и ковки создается множество восхитительных вещей для сада и дома: балконные, лестничные и усадебные ограждения, дверные и оконные решетки, беседки, мостики, фонари, обрамления фонтанов, коньки крыш и флюгера, предметы мебели, картинные и зеркальные рамы, люстры, кашпо, аксессуары для каминов, малые садовые архитектурные формы, элементы декора для украшения дома. Литье и художественная ковка гарантируют этим предметам не только красивый внешний вид, но и внутреннюю прочность.

Литьё

Технология литьяК первому этапу в технологии литья относится изготовление модели (из гипса, дерева, металла или пластмассы), с которой впоследствии будет сделана литейная форма. Такие формы бывают разъемными, неразъемными, или с отъемными частями для проведения пустотелых отливок. В форму заливается расплавленный металл (это может быть бронза, чугун, медь, латунь, олово) или гипс. После остывания отливка вынимается из формы и подвергается дополнительной обработке.

Данная технология изготовления металлических изделий позволяет создавать необходимое количество копий, что зачастую необходимо скульпторам для улучшения произведения. Благодаря технике литья стало возможным сохранение множества гипсовых и бронзовых копий с утраченных в настоящее время древнегреческих скульптурных памятников, которые римские патриции заказывали, дабы украсить свои дома. Процесс изготовления решеток при помощи литья довольно сложен и чаще всего используется при необходимости произвести изделие с большим числом повторяющихся элементов. Зачастую процессы литья и ковки взаимосвязаны при изготовлении металлических изделий.

Ковка

Кованые перилаДля создания изделий при помощи ковки применяются следующие металлы: сталь, медь, железо, латунь. Ковка относится к одному из древнейших способов обработки металла и делится на два вида – горячую и холодную. Холодная ковка чаще всего используется ювелирами, горячая – при изготовлении элементов архитектуры, мебели и декора. Перед обработкой металл разогревают, к примеру, в горне (самое простое из устройств), как правило, открытом. Ковка осуществляется на наковальнях, которые могут быть одно-, двурогими или безрогими. Двурогие наковальни используются чаще всего.

Кузнецы используют много различных инструментов: для нанесения ударов – молоты и кувалды; для фиксирования металла – клещи; для рубки металлических кусков – зубила; для проделывания отверстий – подкладные и пробойники, для придания нужной формы заготовке – фасонные оправки и обжимки.

Ручная ковка включает в себя множество приемов. Основными из них являются:

  • осадка - служит для утолщения заготовки. Осадка часто используется для изготовления частей с переменным сечением (к примеру, растительный орнамент);
  • вытяжка – служит для удлинения заготовки или (в случае, когда применяются обжимки) одновременного выглаживания;
  • пробивка отверстий необходима для последующего соединения отдельных частей изделия.

Такая операция, как гибка, позволяет изделию принимать изогнутую форму (угла, при выполнении на ребре наковальни, или дуги, при выполнении на роге).

К ковочным приемам также относится скручивание на 180 или 360 градусов. Результатом скручивания является витой стержень.

Кованые балюстрадыВ заключительной части обработки металла при помощи гладилок и обжимок осуществляется доведение изделия до конечной формы. Также иногда изделие покрывается при помощи насечки рисунком или с помощью набивки ему придается рельеф. При производстве изделий художественной ковки для упрощения работы может применяться сварка. Она бывает кузнечная (в настоящее время устарела и используется редко), газовая и дуговая. Небольшая тонкая заготовка может быть обработана (гнутьем или скручиванием) без нагрева, при помощи зажатия ее в тисках.

Рисунки литых и кованых лестничных оград позволяют нам изучить историю развития стилей изобразительного искусства. В средние века пользовались популярностью стрельчатые арки, крестоцветы, трех- и четырехлистники, «рыбьи пузыри», которые повсеместно использовались в эпоху расцвета неоготики и сохранились в наши дни. Стоит отметить, что неправильно было бы рассматривать перила готической лестницы отдельно от остальных архитектурных и интерьерных элементов, поскольку все это образует целостную систему, которая оперирует одинаковыми приемами изобразительного искусства, будь то изделия из камня, или же из металла. В эпоху рококо и модерна рисунки начинаются в металле ограждения лестницы, затем тончайшей паутиной опутывают все здание, при этом повсеместно присутствует одна и та же тематика.

Кованые лестничные огражденияКованые изделия эпохи ренессанса, как и позднее, классицизма, насыщены элементами античности: графические изображения ваз, колонн, листьев аканта, рога изобилия, пальметт, меандры и гирлянды различных форм. Создатели перил эпохи ренессанса и классицизма любили использовать круги и всяческие их сочетания, переплетая их как в простые, так и более затейливые узоры. В большинстве своем, кованые литые лестничные ограды эпохи ренессанса были простыми и тектоничными. В отличие от стилей барокко и рококо. В эпоху рококо кованые орнаменты стали более утонченными и симметричными.

Кардинально отличается изготовленная в стилистике модерна лестница Антонио Гауди в доме Кальвет в Барселоне. Лестница, да и окружающий ее интерьер, напоминает дворцы варваров. Стиль именно варварский, то есть тяжеловесный и неприхотливый, но при этом очень фантастический. Кованые элементы лестницы будто пришли из страшных сказок, напоминая по стилистике романские сооружения, особенно варварские дворцы, в которых делался упор на защитных функциях, которые всегда немного устрашают, а по прошествии времени романтизируются, как и случилось с данным домом и лестницей. Металлические детали этой лестницы очень просты и являются произведением создавшего их мастера. Можно смело сказать: лестница дома Кальвет является гимном ремеслу.

В настоящее время при изготовлении литых и кованых изделий можно отметить ретро-стиль, который весьма уместен при усадебном строительстве, а также минимализм. Последний преобладает при изготовлении лестниц, демонстрируя всю прелесть металла, к примеру, обычного поручня, имеющего форму трубы. На такую вещь не хочется просто смотреть, к ней хочется прикоснуться. Сейчас краски в кованых перилах снова завоевывают свои позиции. Нынче популярно сочетать черный металл с позолотой и латунью. Также используются новые методы обработки металла, позволяющие выявлять ранее скрытые его свойства. Можно считать, что металл рождается заново, когда он снова становится сам по себе привлекательным.

Стоит также упомянуть и навесы над лестницами, которые ведут в дом. Крайние стойки перил служат опорами для таких навесов и зачастую их оформляют в виде металлических колонн. Если же таковых не имеется, то навесы поддерживаются витыми консолями. Орнамент кованых перильных оград повторяется и в тимпане фронтона, и в кованом наддверном фонаре, а если лестницы есть и внутри дома, то переходит и в их декор.

Что же делает кованые и литые перила такими привлекательными?

В первую очередь это прочность. Ведь на лестнице устойчивость значит очень многое. Помимо этого, прозрачные решетки, обрамляющие лестницу, создают ощущение легкости и как бы наполняют помещение светом и воздухом. И наконец, главное достоинство таких лестниц – потрясающая красота. Зачастую абсолютно неприглядные помещения оживают благодаря высокому мастерству литейщика или кузнеца, или же их вместе взятых. А иногда такие ограждения являются последним аккордом в домашней обстановке.

Наше видео: